КМ.RUПевица ЮТА


Певица Юта выпустила новый альбом «На краю». К моменту записи этой пластинки у певицы произошли пертурбации в составе. Некоторые песни из альбома войдут в популярные фильмы. Обо всем этом корреспондент портала Музыка КМ.RU пообщался с Ютой.
13 февраля 2008

Певица Юта выпустила новый альбом «На краю». К моменту записи этой пластинки у певицы произошли пертурбации в составе. Некоторые песни из альбома войдут в популярные фильмы. Обо всем этом корреспондент портала Музыка КМ.RU пообщался с Ютой.

«На краю» - это просто некий рубеж

KM.RU: Ты - молодая мама, счастливый человек. И в то же время название твоего нового альбома - «На краю» обозначает некий перелом, критическую точку. В чем тут дело?
- Во-первых, для меня «на краю» - это не фатальная ситуация. На краю - это просто некий рубеж. Если расценивать, что это край пропасти, то любой край в жизни можно считать толчком, чтобы взойти на новую ступень. В любой критической ситуации видны ранее не использованные силы. Для меня «на краю» - это просто возможность открытого горизонта, который зовет, чтобы ступить туда. Это без всякого фатализма, безо всякого трагизма. Просто новое звучание и новый альбом.

KM.RU: Тем не менее в твоей жизни действительно происходили всякие перемены, порою не очень хорошие. Например, от тебя неожиданно ушел скрипач Максим Гусельщиков.
- Очень неожиданно!

KM.RU: Это омрачило твою радость от рождения сына? И заставило переориентироваться на новое звучание?
- Лучше скажу, что я чувствую сейчас, и не буду говорить, что я чувствовала тогда. Тогда это был удар под дых, причем совершенно неожиданный. И я совершенно не понимала, чем я все это заслужила, потому что Макс от меня видел только хорошее. Но сейчас я благодарю Бога, что Макс ушел. Потому что если бы Макс не ушел, я бы не села за клавиши. А села за клавиши от безвыходности, потому что, условно говоря, послезавтра планировался концерт, второго гитариста-скрипача мы найти элементарно не успели. Мы переслушали массу людей и поняли, что это, в общем-то, путь в никуда, развития нет. Мало того, еще когда Макс у нас играл, мы уже искали новое звучание, но не могли понять, с какими красками нам работать. И вот он ушел, я села за клавиши, и получилось феерически – как раз то, к чему я и стремилась. Поэтому все, что ни делается, делается к лучшему. Мы нашли очень интересную краску, стало больше воздуха, больше драйва, как ни странно. И стало все прозрачнее, светлее и гораздо бронебойнее. Что и требовалось доказать, что и хотели.

KM.RU: Насколько тяжело совмещать на сцене роль вокалистки с игрой на клавишах? Ведь инструмент-то не такой простой. Не три аккорда на гитаре подыграть. Большого вложения сил требует.
- Ты же наверняка знаешь, что я заканчивала Гнесинку как пианистка и потом на 9 лет об этом забыла. Сложно было совмещать? Да, сложно, безусловно. Это и самостоятельные занятия, когда меня никто не слышит, и прочее-прочее. Но, во-первых, нет больше проблем, куда девать руки во время проигрыша. Теперь они заняты, потому что бубном я уже отбила себе все конечности. У меня из-за этого синяки на ногах, на руках, я уже устала, когда прихожу с концерта. Потом, ты знаешь, я сейчас как никогда чувствую себя полноценным участником этого коллектива, ведь я теперь тоже играю на инструментах. И если раньше у меня были поползновения сказать моему музыканту: «Илюша, ну что ты тут наиграл во время концерта?», то теперь у меня нет таких поползновений, потому что я теперь знаю, что это такое. Очень мне нравится эта роль. Я стала находить в музыке больше, нежели раньше. Это здорово.

Мы любим сейчас то, что мы делаем, нас прет

KM.RU: О новом альбоме мы еще поговорим, а сейчас лучше признайся, в связи с твоей новой ролью насколько изменилась подача аранжировок тех песен, которые до этого были уже были обкатаны на концертах со скрипачом?
- Мне кажется, изменились в лучшую сторону. Мы любим сейчас то, что мы делаем, нас прет. Я никогда не забуду глаза ребят-музыкантов после первого концерта с клавишами, когда мне показалось, что мир рухнет, потому что я наиграла там такого! А им понравилось: они услышали там какое-то совершенно новое звучание, и им по кайфу было. Мы теперь друг друга слышим, и это отлично! Старые аранжировки стали звучать, может быть, даже интереснее. Есть возможность поимпровизировать, есть возможность самой первой начать играть, потом тебя подхватят. Еще у нас идет постоянно музыкальное общение на сцене без слов, и это хорошо.

KM.RU: Но при этом ведь неизбежны какие-то изменения в репертуаре?
- Конкретный пример: песня «След» с альбома «После»: в ней необходимо две гитары, у нас нет второй гитары, клавиши не в состоянии заменить. Значит, нужно переделывать аранжировку. Поэтому ее просто перестали играть. Когда мы дозреем и поймем, как ее сделать убедительной без второй гитары, мы ее будем играть. Но я тут провела ревизию: оказывается, у меня столько песен, что мы теперь играем только самые забойные, позитивные. Пока живем в таком режиме.

KM.RU: Твоя песня «На краю» вошла в фильм «Кабы». Но там ее почему-то поешь не ты, а актер…
- Да, в фильме ее поет Игнат Акрачков, это актер, исполняющий главную роль. Расскажу предысторию: муж (режиссер Олег Осипов. – Прим. ред.) попросил написать песню к кино, песня была написана именно в этом кафе, где мы сейчас с тобой беседуем. Я показала ее Олегу, и он почему-то захотел услышать что-то более страстное, живое, эмоциональное и яркое. Олег эту песню отложил в копилочку. Отложил и попросил написать что-нибудь еще. Я написала и сказала, что «На краю» я тогда забираю себе.

KM.RU: А что за песню написали вместо?
- Там было такое шуточное танго, стилизация под 50-е годы. Я его предупредила честно: смотри, я переписываю текст и забираю ее себе в альбом. «Забирай, ради Бога», - ответил он. И когда он вернулся из Вьетнама со съемок, Игнат Акрачков услышал танго и спросил: «А есть что-нибудь еще?», Олег сказал: «Конечно, есть, вот «На краю». Игнат загорелся песней, спел «На краю», и дальше уже вопросов не возникало, какая вещь войдет в кино. Короче, танго мы отбросили, но у нас ничего не пропадает, и поэтому куда-нибудь когда-нибудь мы ее пристроим. Может быть, даже и я спою.

KM.RU: А почему не ты в фильме поешь?
- А потому что по сюжету у нас герой сидит за столиком в кафе, берет гитару и признается девушке в любви посредством этой песни.

KM.RU: Насколько она, на твой взгляд, органична, самой понравилось исполнение?
- Органична. Она там звучит в другой аранжировке, есть аккордеон, потому что происходит все во Франции. Она звучит, может быть, более дорого и тонко. Поэтому в фильме она прямо зажила новой жизнью!

Певица Юта KM.RU: В большинстве песен твоих есть ярко выраженный женский подтекст. Трудно ли переделывать их под мужское восприятие?
- Ты знаешь, вот песня «Имя», например, оказалась совершенно универсальной. История такая: песня была написана в 2001 году, жила-жила-жила, попала в хит-парад. И как-то мы с актером Лешей Маклаковым где-то сидели, и он мне говорит: «Давай историю?» Я ответила: «Давай, но, Леха, только это должна быть песня про любовь». Такой новой песни на тот момент не было. А я давно хотела песне «Имя» дать вторую жизнь. И когда я прочитала текст, я поняла: это же дуэт! Песню спели вдвоем, получилось очень убедительно.

Альбом писали в экстремальных условиях

KM.RU: Да, замечательно получилось, мурашки по коже. Такой вопрос: прошлый альбом «После» во многом сделан, так сказать, под эгидой Мэрилин Монро. А есть ли какая-то фигура, которая определяла настроение пластинки «На краю»?
- Ты знаешь, удивительно, но нет вообще. Потому что песни сочинялись в голове часа в три ночи, когда ребенок засыпал, и я садилась в машину, отъезжала в соседний двор, включала радио, и у меня начинался творческий поток. И таким образом я написала весь альбом. Где я этого набралась, не знаю, но никакой ключевой фигуры, которую бы я держала в голове, не было. Просто это вот самостоятельное. Может быть, на что-то это и похоже, я не знаю.

KM.RU: То есть альбом в таких экстремальных условиях создавался?
- В экстремальных, да.

KM.RU: В каких условиях лучше пишутся песни?
- Для меня это всегда носит момент приятной неожиданности, это настигает меня где угодно. Нет такого, что я беру карандаш в руки, после чего тут же что-то напишу. Это может накрыть сейчас, это может накрыть в дУше, это может где угодно. Главное - вовремя зафиксироваться. И весь день ты подсознательно носишь это, носишь в себе какое-то ощущение того, что необходимо что-то выпустить. Потом просто нужно, может быть, сесть и подождать. Но готовых рецептов нет. Петр Ильич Чайковский говорил, что нужно брать карандаш, садиться, и ты обязательно что-нибудь напишешь. Только он сам потом повторял, что музыка приходит далеко не каждый день.

KM.RU: А момент мук творчества присутствует? Помнишь, как Платон писал: творчество - это охота, когда ты сидишь и мучительно ловишь образ. Не обязательно с карандашом в руках, но пытаешься себя ставить в какие-то специальные условия, может быть, в экстремальные, может, в спокойные, но пытаясь из себя это вытащить?
- Для меня главное - это поймать первые 2-3 строчки, 4, 5 строчек... Но, блин, нужно написать шестую. И вот здесь начинается тяжелая работа по поиску, вот тогда нужна полная тишина, полное уединение, никого вокруг. И ты начинаешь методично искать, искать... Иногда это затягивается на многие месяцы. У меня была история: в этом альбоме есть песня «Пускай», где четвертую строчку к каждому куплету я не могла придумать полгода. Я дотянула до самого последнего, вот уже сейчас последний день мы поем вокал - и дальше идет сведение. В общем, как мне далась эта строчка, я рассказывать не буду, но она меня вогнала в полную депрессию.

KM.RU: Бывает ли такое, что ты редактируешь строки из своих песен? Например, на концертах…
- Это к вопросу о том, почему я до сих пор не выпустила книжку стихов. Мне уже стыдно дико, потому что каждый раз мне кажется: еще два месяца - и я ее доделаю. Потом проходит два месяца, я понимаю, что я не могу ее в таком состоянии выпустить, потому везде надо что-то доделывать или менять. Так это все и откладывается. Я уже два года выпускаю книжку. Что же касается песен, то в песне «Костры-мосты» я в последний момент переписала текст, потому что поняла, что немножко недоскладушки. Надо было доделать, я доделала и успокоилась. Бывает такое.

KM.RU: Зависит ли при написании песни место, город, в котором ты находишься?
- Вот еще прикольная история. Песня «Чуть неуверенно», которая начинается со строк «чуть неуверенно, последний теплый день, кружево ветвей, осени моей», написалась так: я вышла в своей квартире на Рязанке покурить на балкон, посмотрела наверх и вижу, что ветки сплелись, прямо в кружева, сквозь которые ты видишь небо. Возникли эти строчки, появилась песня. Это конкретный пример, а вообще, если говорить в отношении какой-то тенденции, то не важно, в каких условиях ты живешь и где это происходит. Если ты носишь в себе какую-то глобальную идею творчества и хочешь сделать красиво, то неважно, что с тобой.

KM.RU: Многие, например, говорят, что когда они переезжали в Москву, у них перекрывался творческий канал.
- У меня - немножко другая история. Я приехала в Москву, когда мне было 5 лет, и не писала на тот момент ничего, кроме стихов маме на день рождения: «Февраль - месяц вьюг и морозов, морозов в февральские дни» и прочее. Творчество накрыло гораздо позже, поэтому мне не с чем сравнивать. Очень много песен сочиняется за рулем машины, и это очень опасно, потому что ты отвлекаешься.

KM.RU: Какие песни так написались?
- Например, «Сигнал». Правда, я была пассажиром, звучало «Наше Радио» на минимальной громкости, и я слышала только барабанную дробь. Ни голоса, ни гармонии, ни нот - ничего. И вдруг на эту дробь у меня пришли слова. Как здорово, как хорошо слушать «Наше Радио». (Смеется.) И такое бывает.

KM.RU: Еще одна твоя песня – «О нем» войдет в сериал «Провинциалка». Насколько состояние человека, покоряющего Москву, удалось передать в этой песне и стояла ли такая задача?
- Ты знаешь, я почитала сценарий, и подвис вопрос, кто будет писать заглавную песню. И в конце концов все-таки обратились ко мне со словами: напиши нам, пожалуйста, версию песни Валерии «Человек дождя». Я пошла качать эту песню, стала слушать и открыла для себя очень много интересных моментов, потому что до этого я эту песню не воспринимала. После чего я поняла, что девушка, главная героиня, находится в постоянной борьбе с самой собой. Ей и хочется быть любимой, и любить, но она так не может, потому что обстоятельства диктуют иное. И вот это состояние неудовлетворенности и подвешенности мне удалось воплотить в этой песне. Самое смешное, что когда я написала эту песню и принесла продюсерам, они сказали: ты знаешь, песня слишком взрослая для нашей маленькой героини. Она у нас подойдет ко второй героине, Ирине Розановой, которая женщина уже в годах и которая тоже находится в подвешенном состоянии.

Нора Джонс меня подружила с Хелависой

KM.RU: Грустный вопрос. На днях скончался Муслим Магомаев, личность значимая. Насколько ты вообще любила его песни, насколько он повлиял на тебя и какие вообще эмоции по этому поводу?
- Безумно жалко, когда один за одним уходят такие великие люди, как Муслим Магомаев. О нем сейчас много говорят, что это был не артист, а просто прекрасный голос. Хочется подойти к этим людям и дать в тарелку, потому что: друзья, вы хоть на секунду представляете себе, какова эта жизнь и каково это бремя - жить с таким голосом и держаться на уровне?! Это очень серьезно. Поэтому я отчасти выросла на его песнях, я его слушала и, конечно, скорблю со всеми, кто его любил.

KM.RU: В финале альбома «На краю» ты исполнила озорные частушки под унылый аккомпанемент рояля. В чем тут прикол?
- Это был подарок мужу на день рождения. Мы часто путешествовали с ним в машине и в дороге постоянно заслушивались Норой Джонс. Олег мне часто говорил: «Ты можешь так же». Когда настало время дня рождения, я спросила мужа, что он хочет в подарок? Он говорит: мне нужна только песня, и вдруг мне пришло в голову сделать вот этот сумасшедший прикол. Мелодии в духе Норы Джонс, на них положен довольно смешной текст, который каким-то образом пересекается с нашей реальной жизнью. Когда мы его записали, муж смеялся, плакал, ржал, это была феерия эмоциональная. Свою цель я достигла. А потом просто про эту предысторию забыла, и осталась песня, которая живет своей жизнью. Жила она три года на полочке.

KM.RU: Ты никому не исполняла ее?

- Один раз я только спела ее а капелла на благотворительном аукционе. Всем стало скучно, и я решала, что сейчас я должна чем-то удивить народ. Спела эти частушки. Закончилось все тем, что мы с Хелависой («Мельница») распевали эту вещь на два голоса. После этого мы и подружились. И Оля, моя продюсер, знала про эти частушки. Когда мы стали выпускать альбом, наша замечательная компания «Монолит» потребовала какой-нибудь прикольный бонус-трек, Оля вспомнила про частушки, которые и вошли в альбом. Вот и все, никакой подоплеки. Просто это - такая шуточная пародия на Нору Джонс. Потому что у нее тексты тоже не блещут каким-то особым романтизмом, у нее очень много приколов.

Беседовал Денис Ступников

Источник: KM.RU


К разделу пресса